История Тайцзицюань

Тайцзицюань является восточным боевым искусством и методом укрепления здоровья. Он получил распространение в Китае только более трехсот лет назад в начале династии Цин, однако его теория и практика существовали уже несколько тысяч лет назад.
Создатель особого стиля тайцзицюань – чэнь – Чэнь Вантин(陈王廷1600—1680) родился в деревне Чэньцзягоу в провинции Хэнань. Чансин (陈长兴1771-1853), представитель пятого поколения семьи Чэнь, обучил Яна Лучаня (杨露禅1799-1872), который был родом из деревни Юннян в провинции Хэбэй. Потомок Яна Лучаня создал стиль тайцзицюань ян из стиля чень. На основании яна возник стиль у (吴). Ян Лучань преподавал своему земляку У Юйсяну (武禹襄1812-1880)стиль чэнь – лаоцзя, а У Юйсян также выучился стилю чэнь – сяоцзя от Чэнь Цинпина (陈清萍) и создал стиль у (武). Потом стиль сунь возник из стиля у (武). Поэтому стили тайцзицюань – ян, у (吴), у (武), сунь прямо или косвенно вышли из стиля чэнь.
Чэнь Вантин создал комплексы тайцзицюань на базе 32 форм, содержавшихся в «Каноне о боевом искусстве» Ци Цзигуана, жившего на полвека раньше мастера Чэня и внесшего выдающийся вклад в изучение и распространение боевого искусства среди населения. Чэнь Вантин развил теоретические положения, содержавшиеся в «Каноне о боевом искусстве» Ци Цзигуана, и создал теории о «жестком, скрывающемся в мягком» и об использовании различных движений в зависимости от меняющейся тактики соперника. Он соединил боевое искусство с техникой даоинь (использование «внутреннего усилия») и туна (метод глубокого дыхания). Таким образом, возникла система упражнений, в которой у занимающегося тайцзицюань оказались скоординированы сознание, дыхание и движение.
Чэнь Вантин создал спирале- и дугообразные движения, плавные и изящные, связанные одно с другим в единую цепь. Соединил движения теорией каналов из арсенала китайской традиционной медицины. Во время выполнения движений ци управляется с помощью мысли. Он создал парные упражнения – туйшоу (толкающие руки).
Принцип тайцзицюань заключается в том, что все тело расслаблено, акцент делается на умственном усилии, а не на мускульном. Весь процесс таков: от расслабленности к мягкости, которая, будучи собранной, становится жесткостью, а затем жесткость вновь сменяется мягкостью. Быстрым движениям должны предшествовать медленные, после быстрых – вновь следовать медленные. Медленные движения должны быть медленнее, чем у соперника, быстрые – быстрее.